для специалистов в области ГО и ЧСНЕШТАТНЫЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ (НАСФ)НЕШТАТНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ (НФГО) ![]() Правовые основы создания НАСФ: 1. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. 3. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. Организация деятельности НАСФ : Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с Приказом МЧС РФ от 23.12.2005 №999 (ред. от 30.06.2014) "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 N 7383) и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования: - разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; - укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений; - осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований; - осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований; - осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований; - поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации. Приказ МЧС России от 27.10.2015 №569 «Об утверждении нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2015 N 39759). Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает: - обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ; - обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации; - обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России; - участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф. «Методические рекомендации по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований» разработаны авторским коллективом Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты», ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России и ЦСИ ГЗ. Москва, 2015 год. Приложения к методическим рекомендациям: Порядок и технология вскрытия заваленных защитных сооружений и спасения людей;
Основы организации и технологии ведения АС ДНР при крупных авариях на химически опасных объектах;
Аварийно-спасательные инструменты;
![]() Правовые основы создания НФГО: В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ "О гражданской обороне", организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
НФГО - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой для жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Правовые основы создания и деятельности НФГО составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» и иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального закона «О гражданской обороне» могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Типовой порядок создания НФГО определён приказом МЧС России от 18.12.2014 №701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (зарегистрирован в Минюсте России 16 февраля 2015 года, регистрационный №36034). Организация деятельности НФГО : НФГО создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию и применению НФГО, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Оснащение НФГО осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Основными задачами НФГО являются: поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведение работ не связанных с угрозой для жизни и здоровья; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведению не связанных с угрозой для жизни и здоровья; обеспечение действий нештатных аварийно-спасательных формирований при выполнении мероприятий по гражданской обороне и проведении работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций не связанных с угрозой для жизни и здоровья; обеспечение мероприятий по гражданской обороне не связанных с угрозой для жизни и здоровья. Организации, создающие НФГО: разрабатывают структуру и табели оснащения НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, планы действий нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; укомплектовывают НФГО личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих подразделений; осуществляют подготовку и руководство деятельностью НФГО; осуществляют всестороннее обеспечение применения НФГО; осуществляют планирование и применение НФГО; поддерживают НФГО в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению. При создании НФГО учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации. Методические рекомендации МЧС РФ по созданию и применению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Москва, 2015 (утверждены МЧС России 23.12.2015 г., № 2-4-87-58-11; разработаны авторским коллективом Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты»). Приложение №1. Схемы организационно-штатной структуры нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Приложение №2 Примерная программа обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Приложение № 3 Нормативы по специальной подготовке нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
Приложение № 4 Примерный перечень специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов для оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне |